Логистика как она есть

Неискушенные в экономике люди часто путают понятия логистики и логики. Рациональное зерно в этом, безусловно, есть - любая логистика должна быть логичной, иначе она не будет эффективной системой управления товарно-информационными потоками. Однако логика и логистика - разные вещи. Никому же не приходит в голову путать статику и статистику, так зачем смешивать логику и логистику?

Логистика - это интегрированная система сбыта, снабжения, транспортировки, хранения и производства товаров, которая подразумевает все виды деятельности от получения заказа до поставки товара потребителю. Задача логистики заключается в оптимизации товарных перевозок, в том, чтобы поставлять нужные товары и грузы должного качества в необходимом количестве в нужное место в минимальные сроки и с наименьшими затратами. Однако логистика ни в коем случае не сводится к организации транспортных перевозок - это и управление складами, и контроль над запасами товаров, и выбор местонахождения для складов... В идеале логистика должна быть основным принципом для всех сфер человеческой деятельности, даже для городской застройки: если бы город изначально планировался с учетом логистических принципов, это стало бы залогом его процветания. В самом деле, производители могли бы существенно уменьшить свои транспортные издержки, транспортникам не приходилось бы маневрировать на тяжело груженных фурах по узким неприспособленным улочкам города, что решило бы проблему пробок и облегчило экологическую ситуацию, а конечному потребителю было бы значительно легче жить. В настоящее время логистическому подходу уделяется значительно больше внимания, и немаловажную роль в логистическом планировании будущего Томска.

Логистику можно назвать "серым кардиналом" экономики: хотя потребители не видят (и не должны видеть) всей сложности материально-информационной логистической цепи, которая связывает их с поставщиком, именно оптимизация этой цепочки позволяет снизить финальную стоимость товара на 20-30 процентов. Известно, в нашей стране цена товара после его прохождения через сферу обращения может увеличиться в 2-3 раза по сравнению с ценой производителя. Если же тщательно отследить этапы транспортировки, формирования и содержания запасов, снабжения, дистрибуции и по возможности их оптимизировать, то можно получить существенную прибыль. За счет чего? Все очень просто. Во-первых, значительно снижаются издержки; а во-вторых, у компании увеличатся доля рынка и объем продаж за счет конкурентов благодаря более низким ценам. Однако эта схема будет работать в единственном случае - при интеграции компании-производителя с профессиональным логистическим провайдером. Если же производитель будет решать логистические задачи полностью самостоятельно, то неминуемо столкнется с самыми различными издержками, рисками, и, в итоге - проблемами.

Например, вам необходимо доставить в другой город несколько контейнеров спичек. Это огромный риск: даже если он доставлен в целости и сохранности, если грузовик опечатан по всем правилам, но сторона, получившая груз, недосчиталась двух-трех ящиков с вашим товаром, то вы обязаны будете возместить покупателю стоимость пропажи. Даже если вы свято уверены, что отправили ровно три миллиона спичечных коробков, и если вам кажется, что пропажа произошла по злому умыслу перевозчика или, чего доброго, покупателя - доказать вам это вряд ли удастся, разве что вы наймете сотрудников во всех местах, куда вы отправляете свои спички. Это будет значительно накладнее, чем воспользоваться услугами логистического предприятия по перевозке и экспедированию товара. Затраты - минимальны, плюсы - очевидны:
вам НЕ нужно держать свой штат диспетчеров и логистиков;
у вас появляется возможность организовать отправку с минимальными затратами.